среда, 19 июня 2013 г.

ЕГЭ по русскому языку. (шпора) Проблемы на тему: человек и природа.

Человек и природа.
1. Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
«Слово о полку Игореве»
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
А.П. Чехов «Степь»
Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
Л.Н..Толстой «Война и мир»
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
В. Астафьев «Царь-рыба»
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
2. Постижения прекрасного в природе
С. Есенин
Стихи о природе («Берёза», «Пороша», «Задремали звёзды золотые»). Ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом.
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
3. Бережного отношения к природе
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека – как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней – когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
Ч. Айматов «Плаха»
(Человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселенный мир природы). На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и "человечными", чем "венец творения". Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?
Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.
В. Астафьев «Царь-рыба»
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
4. Экологии.
Писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности – нравственность, духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля, человек и судьбы природы.
Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразу после войны, когда все было подчинено одному – восстановлению жизни, обратился к своим читателям, ко всему народу с призывом – бережно, рачительно относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то, что служит верную службу новым поколениям.
Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическую проблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе.
О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айматов – с особой силой выразили тот художественный взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, все время взаимодействующее и взаимопроникающее, доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственной проблемой.
А. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанося урок окружающему? Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат её флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.
Цитаты
 «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» (Р. Эмерсон)
Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой?  Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.
5. Забота о красоте родного края.
В романе Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” скромный недотёпа Егор Полушкин едва не погибает от рук браконьеров. Защита природы стала для него призванием и смыслом жизни.
В Ясной Поляне производится много работ только с одной целью – сделать это место одним из самых красивых и уютных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по сайту