понедельник, 7 июля 2014 г.

Билет 11. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны мыслителями: Вольтером, Монтескье, Дидро, Даламбера, Руссо. Основной мотив – критика феодального общества. Выступали за свободу.
Политика просвещенного абсолютизма выражалась в «устранении» сверху и преобразований наиболее устаревших феодальных элементов. Не затрагивала основ существующего строя и расширяла социальную базу абсолютизма. Была направлена на укрепление господства дворянства и способствовала пополнению казны за счет развития предпринимательства во всех слоях населения (развитие предпринимательства не способствовало развитию капитализма).
Для просвещенного абсолютизма характерно:
- Демагогия о благе общества;
- Либеральная фразеология в сочетании с жесткими силовыми методами подавления любого сопротивления или инакомыслия.
Правители могли писать рассуждения по поводу либерализма.
С помощью просвещения укреплялся абсолютизм, который в России всё больше европеизировался => это была очень затратная экономика просвещенного абсолютизма.
Политика просвещенного абсолютизма распространилась в тех странах, где капитализм был развит минимально или его не было вообще, т. е. не опасны были либеральные идеи в тех странах, где основная масса населения была неграмотна:  Россия, Испания, Португалия, Пруссия, Австрия, Швеция. Там, где государство было сильнее общества.
В России политика просвещенного абсолютизма начала развиваться при Елизавете.
Расцвета просвещенный абсолютизм в России достиг в годы правления Екатерины II (1762-1796).
В конце 17 в начинается эпоха просвещения (процесс образования людей). Просвещение началось в Англии, т. к. середина 17 в – буржуазная революция (развитие новых научных знаний при свободном развитии капитализма => люди получили знания,  свободу действий; востребованы знания, техничность (научные открытия, капитализм – импульс для развития знаний)).
В узком конкретно историческом смысле слово «просвещение» - это идейные течения нового времени, идеологическая основа западно-европейской модернизации.
Просвещение основано на убеждении в решающей роли разума и науки в познании окружающего мира, его естественного порядка.
Главные составляющие просвещения – это гуманизм и рационализм.
Просветители считали, что все беды и несчастья людей от их невежества (от отсутствия знаний), от их слепой веры в авторитеты, различные несвободы. (Жд. Лок, Кант, Ломоносов, Фонвизин, Сумароков).
Просветители выступали за распространение светских знаний, светского искусства, не связанного с церковью, за политические свободы и гражданское равенство.
Выступали против: феодолизма, абсолютизма, господства католической церкви.
Екатерина II продолжила политику Елизаветы. Пришла к власти в 1762 г (неприязнь к мужу + поддержка гвардии).
Качества Екатерины II: обладала острым умом; не русского происхождения, Екатерина II за многие годы нахождения в России очень хорошо изучила все правила жизни (наблюдательна, внимательна, научилась разбираться в людях, старалась никого не обидеть, поддерживала хорошие отношения со всеми). => Находила нужных людей для нужного дела. Также очень организованный человек, всю жизнь занималась самообразованием; ей было интересно всё, что связано с Россией – знала все традиции. Не противопоставляла себя с страной, а связывала. Занималась подбором и расстановкой кадров (рационально мыслящий политик).
За многие годы в России изучила все правила поведения.
1762 г по манифесту Петр III объявил вольность дворянству, т. е. дворяне могли не служить, но они должны быть просвещенными, культурными. Но усилился пресс на крепостных.
Государство в это время тоже усиливает пресс на всех людей, чтобы отстроить «фасад страны» (армия). Помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь.

1785 – Жалованная грамота дворянству – увеличила разрыв между дворянством и остальными сословиями, дала дворянам исключительные привилегии:

ü Дворяне единственные, кто владел землей и крестьянами;

ü Освобождались от службы;

ü Освобождались от налогов;

ü Освобождались от судебного преследования.

Жалованная грамота городам – совершенствовала городское самоуправление, но в то же время горожане были разобщены.

Новое административно-территориальное деление. Территория делилась на 50 губерний. => Усиление центральной власти. Вся власть на местах встала под контроль дворянства.
Крестьянская война (Пугачев; уральское казначейство)  = гражданская война (за ликвидацию дворянского строя). Самый сильный взрыв в годы правления Екатерины II Угроза империи. => На подавления были брошены регулярные войска (жесток. подавл.)
Особенности восстания:
ü Антикрепостнический характер;
ü Широкий размах;
ü Наличие ясных целей;
ü Вовлечены разные слои общества;
ü Отсутствие в рядах восставших дворян.
Усиление репрессивной политики: ликвидировано казначейство; преследование диссидентов-вольнодумцев (Новиков, Радищев).
Усилилось расслоение деревни => их разобщенность интересов.
Рациональный вывод Екатерины II:
Губернская реформа (увеличить число губерний, единообразное число жителей, единообразные учреждения).

Уступки: крестьяне могли сами выбирать старост, в рамках общины сами решать свои проблемы. Получили возможность заниматься предпринимательством с разрешения помещика – улучшить своё положение, т. е. крестьяне получили ограниченную экономическую самостоятельность. => Усилилось расслоение крестьян. => Разобщенность их интересов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по сайту