Идеи
«просвещенного абсолютизма» были
разработаны мыслителями: Вольтером, Монтескье, Дидро, Даламбера, Руссо.
Основной мотив – критика феодального общества. Выступали за свободу.
Политика просвещенного
абсолютизма выражалась
в «устранении» сверху и преобразований наиболее устаревших феодальных
элементов. Не затрагивала основ существующего строя и расширяла социальную базу
абсолютизма. Была направлена на укрепление господства дворянства и
способствовала пополнению казны за счет развития предпринимательства во всех
слоях населения (развитие предпринимательства не способствовало развитию
капитализма).
Для просвещенного
абсолютизма характерно:
-
Демагогия о благе общества;
-
Либеральная фразеология в сочетании с жесткими силовыми методами подавления
любого сопротивления или инакомыслия.
Правители
могли писать рассуждения по поводу либерализма.
С
помощью просвещения укреплялся абсолютизм, который в России всё больше
европеизировался => это была очень затратная экономика просвещенного
абсолютизма.
Политика
просвещенного абсолютизма распространилась в тех странах, где капитализм был
развит минимально или его не было вообще, т. е. не опасны были либеральные идеи
в тех странах, где основная масса населения была неграмотна: Россия, Испания, Португалия, Пруссия,
Австрия, Швеция. Там, где государство было сильнее общества.
В
России политика просвещенного абсолютизма начала развиваться при Елизавете.
Расцвета
просвещенный абсолютизм в России достиг в годы правления Екатерины II (1762-1796).
В
конце 17 в начинается эпоха просвещения
(процесс образования людей). Просвещение
началось в Англии, т. к. середина 17 в – буржуазная революция (развитие
новых научных знаний при свободном развитии капитализма => люди получили
знания, свободу действий; востребованы
знания, техничность (научные открытия, капитализм – импульс для развития
знаний)).
В
узком конкретно историческом смысле слово «просвещение»
- это идейные течения нового времени, идеологическая основа западно-европейской
модернизации.
Просвещение
основано на убеждении в решающей роли разума
и науки в познании окружающего мира, его естественного порядка.
Главные
составляющие просвещения – это гуманизм
и рационализм.
Просветители
считали, что все беды и несчастья людей от их невежества (от отсутствия знаний),
от их слепой веры в авторитеты, различные несвободы. (Жд. Лок, Кант, Ломоносов,
Фонвизин, Сумароков).
Просветители выступали за распространение светских
знаний, светского искусства, не связанного с церковью, за политические свободы
и гражданское равенство.
Выступали против: феодолизма, абсолютизма,
господства католической церкви.
Екатерина II продолжила политику
Елизаветы. Пришла к власти в 1762 г
(неприязнь к мужу + поддержка гвардии).
Качества Екатерины II: обладала
острым умом; не русского происхождения, Екатерина II за многие годы нахождения в
России очень хорошо изучила все правила жизни (наблюдательна, внимательна,
научилась разбираться в людях, старалась никого не обидеть, поддерживала
хорошие отношения со всеми). => Находила нужных людей для нужного дела.
Также очень организованный человек, всю жизнь занималась самообразованием; ей
было интересно всё, что связано с Россией – знала все традиции. Не
противопоставляла себя с страной, а связывала. Занималась подбором и
расстановкой кадров (рационально мыслящий политик).
За
многие годы в России изучила все правила поведения.
1762 г по манифесту Петр III
объявил вольность дворянству, т. е.
дворяне могли не служить, но они должны быть просвещенными, культурными. Но усилился пресс на крепостных.
Государство
в это время тоже усиливает пресс на всех людей, чтобы отстроить «фасад страны»
(армия). Помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь.
1785 –
Жалованная грамота дворянству – увеличила разрыв между дворянством и остальными
сословиями, дала дворянам исключительные привилегии:
ü Дворяне единственные, кто
владел землей и крестьянами;
ü Освобождались от службы;
ü Освобождались от налогов;
ü Освобождались от судебного
преследования.
Жалованная
грамота городам – совершенствовала городское самоуправление, но в то же время горожане
были разобщены.
Новое
административно-территориальное деление. Территория делилась на 50 губерний. => Усиление
центральной власти. Вся власть на местах встала под контроль дворянства.
Крестьянская война (Пугачев; уральское казначейство) = гражданская война (за ликвидацию дворянского
строя). Самый сильный взрыв в годы правления Екатерины II Угроза империи. => На
подавления были брошены регулярные войска (жесток. подавл.)
Особенности восстания:
ü Антикрепостнический
характер;
ü Широкий размах;
ü Наличие ясных целей;
ü Вовлечены разные слои
общества;
ü Отсутствие в рядах
восставших дворян.
Усиление репрессивной
политики:
ликвидировано казначейство; преследование диссидентов-вольнодумцев (Новиков,
Радищев).
Усилилось
расслоение деревни => их
разобщенность интересов.
Рациональный вывод Екатерины
II:
Губернская реформа (увеличить число губерний,
единообразное число жителей, единообразные учреждения).
Уступки: крестьяне могли сами
выбирать старост, в рамках общины сами решать свои проблемы. Получили возможность
заниматься предпринимательством с разрешения помещика – улучшить своё
положение, т. е. крестьяне получили ограниченную экономическую
самостоятельность. => Усилилось
расслоение крестьян. => Разобщенность их интересов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий