понедельник, 7 июля 2014 г.

Билет 12. Реформы Александра I.

Александр I (1801-1825 г)
1801 г – Пришел к власти в результате дворцового переворота после убийства его отца Павла I, который свято верил в то, что власть царя ничем не ограничивалась. Александр I ничем не помешал перевороту, хотя знал. Павел I считал, что дворяне стали много себе позволять, он решил «приструнить» их (ходить на службу и т. д.). Александр I получил прозвище «Благословенный» (Дворяне от него многое ждали).
Красавец, эрудирован, хорошо образован, везде был признан, умел ладить со всеми, максимально осторожен во всем и всегда, не был вспыльчив, думал о последствиях, извлек урок из смерти отца – т. е. учитывал мнение дворянства.
В начале 19 в. всё более очевидной становилась исчерпанность крепостнической системы. Огромные масштабы России ещё компенсировали наметившееся отставание от Западной Европы (Россия ещё могла соперничать по объемам производства).
Проблемы, которые встали перед Александром I в начале 19 в:
1 проблема – необходимость реформирования государственного управления.
2 проблема отмена крепостного права.
Мечта Александра I – превратить Россию из абсолютной монархии конституционную.
Начал готовить себе единомышленников, чтобы большинство дворян его поддерживали и чтобы также были хорошо образованы.
Были открыты университеты (Московский, в Питере, Казани, Харькове), лицеи интернатного типа (Царскосельский). Он был заинтересован в качественно образованных чиновниках.
Александр создает «Негласный комитет по реформам», состоявший из либерально настроенных дворян. Но единственное, что они сделали – это
1802 г – министерская реформа. Появились министерства вместо коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах, что позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Сначала их было 8, затем стало больше.
1802 г. – Сенат был превращен в высший судебный орган. Его задача – контроль за деятельностью местных властей.
1805 г. – Негласный комитет распущен в силу его радикализма и разногласий с императором.
Сперанский, выходец из семьи сельского священника, благодаря личным качествам и поразительной работоспособности, сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. Он хорошо знал все стороны бюрократического аппарата, т. к. поднялся с низов.
Александр I поручил Сперанскому разработать план о превращении из абсолютной монархии в конституционную. Он сделал. Рассчитанную на несколько десятков лет. Задуман двухпалатный парламент.
1810 – был учрежден государственный совет  (1-я палата). Председатель – Сперанский. 2-я палата в проекте - Государственная дума - не была создана. Государственный совет должен был стать высшим органом управления, но стал лишь совещательным органом при царе.
Сперанский начал осуществлять план по оздоровлению финансов.
1809-11 гг. – дефицит государственного бюджета сократился со 105 млн руб. до 6 млн руб.
Были сокращены все расходы государственных ведомств, установлен жесткий контроль над государственными расходами, был введен налог на дворянские поместья.
Сперанский ввел правило – для того, чтобы занять должность, нужен был российский диплом ВУЗа. Либо необходимо было сдать экзамен.
1812 г – Александр I перед выбором: либо он отправляет Сперанского в отставку, либо Александра I убьют. Александр I выбирает первый вариант.
1801 г – издан указ о праве покупки земли не дворянами.
1803 г – издан указ «О вольных хлебопашцах». Помещик имел права отпустить своих крестьян на волю за выкуп. Но за всё время этого указа на волю было отпущено 0,5% крепостных.
При Александре I внешне было смягчено крепостное право, в частности:
- вышел запрет «О раздачи государственных земель с крестинами»;
- запрет публиковать объявления о купле и продаже крепостных;
- отменен указ, который позволял помещику ссылать своих крестьян в Сибирь.
+ (эксперимент) в некоторых губерниях Прибалтики было отменено крепостное право. Эксперимент показал Александру I, что с такой системой подходить ко всей России бесполезно. Александр I считал, что с реформами и ОКП не следует торопиться.
1812 г – война России и Франции. (1813-14 гг ещё были заграничные походы Александра I). Победа русских усилила и упрочила патриотизм, но вместе с этим усилился консерватизм (т. е. победили => всё хорошо, ничего менять не нужно).
Александр I после победы вынужден был проводить консервативную и внешнюю политику (были восстановлены все старые границы и династии в Европе + священный союз императоров России, Пруссии и Австрии для поддержания порядка. Они обязались друг другу помогать).
Применяется конституция для Польши – «Польский эксперимент».
Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права.
Либералы разочаровались в консервативной политике Александра I. => Стали возникать тайные общества. Их создавала дворянская интеллигенция, т. к. царь отошел от либеральной линии. В обществе – молодежь до 30 лет. Они взяли на себя роль «восполнить пробелы».
Минусы реформ: они были половинчатыми и незавершенными.
Причины неудачных реформ – боязнь Александра I постигнуть участь отца, который не считался с интересами дворян; нерешительность. Но в то же время внутренняя политика Александра I подготовила почву для дальнейших преобразований.
Летом 1826 г был запланировал дворцовый переворот, но 1825 г – умер Александр I. Период междуцарствования. Нет правителя => Тайные общества решили захватить власть
14 декабря 1825 г – восстание декабристов (революционное движение в России 20 гг. XIX в., ставившее своей целью проведение революционным путем масштабных реформ и отмену крепостного права; впервые носителями революции было дворянство). Имело большое значение для дальнейшей российской империи и для следующего царя, на его внешнюю и внутреннюю политику.
Усиление репрессивной политики: ликвидировано казначейство; преследование диссидентов-вольнодумцев (Новиков, Радищев).
Усилилось расслоение деревни => их разобщенность интересов.
Рациональный вывод Екатерины II:
Губернская реформа (увеличить число губерний, единообразное число жителей, единообразные учреждения).

Уступки: крестьяне могли сами выбирать старост, в рамках общины сами решать свои проблемы. Получили возможность заниматься предпринимательством с разрешения помещика – улучшить своё положение, т. е. крестьяне получили ограниченную экономическую самостоятельность. => Усилилось расслоение крестьян. => Разобщенность их интересов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по сайту