Александр III (1881 – 94) – сын
Александра II. «Царь-освободитель», «Миротворец», т.
к. Россия в это время не вела войн, он сосредоточил всё внимание на внутренних
делах государства. Убийство Александра II – очень весомый повод
для проведения контрреформ. Поклялся
задушить революционное движение.
По своему характеру Александр III консервативен, приверженец русских традиций, важны семейные
ценности; скромный. По стилю руководства напоминал деда – Николая I. Выглядел
как русский купец, а не дворянин. Царь – пример поведения для подданных. Осторожно
и неприязненно относился к западным европейским новшествам. Женился на датской
принцессе Марии Федоровне. Увлекался рыбалкой, охотой; крупного телосложения и
высокого роста. Трудолюбив, пытался во все проблемы вникнуть сам. Чувство
ответственности, упорство и сильная воля.
Программа царствования:
1) подавление любых
противников власти;
2) очищение государства от
«чуждых» западных влияний, возвращение к самодержавию, православию и
народности.
1881 г – Манифест «О незыблемости самодержавия»,
с которым выступил Александр III. Главная
задача – сохранение самодержавия. Прекращение
либеральных реформ. Сохранение централизованности власти + Проведение
консервативной сословной политики.
Направления контрреформ (1880-1890 гг.):
ü Правовая контрреформа – были свергнуты
все работы по подготовке Конституции;
1) Расширение прав и контроля
администрации за местными органами самоуправления.
С 1889 – г. введена должность земского
начальника из потомственного дворянства. С 1890 г. закреплено преобладание дворян в земских учреждениях,
полный контроль губернатора за деятельностью земств.
С 1892 г в Городской Думе ограничено
число избирателей, т. к. повышен имущественный ценз.
2) Сфера культуры: борьба с идеями, инакомыслием, революционными
идеями. => Усиление цензуры, преследование
демократической печати.
1882 г. – «О печати»; смысл: в Москве и
Петербурге отмена предварительной цензуры. Издатель нёс всю ответственность за
то, что он издает. => Сократился штат цензоров. Периодически издавались
специальные циркуляры о запретных темах
(о чем писать не нужно). Изъятие литературы из библиотек учебных заведений
(инакомыслительные), чтобы не будоражить подрастающее поколение. Поддерживались
полезные для государства направления, пресекались вредные (оперное, балетное
искусство поддерживалось; основан государственный исторический музей;
развивается археология; масса ограничений в сфере обучения).
Усиление национального гнёта. Российская империя – все должны быть русскими и
православными. Насильственная русификация – ограничение применения национальных
языков.
+ Насаждение православия
(запрещен выход из православия);
+ Гонения на сектантов (на
староверов). => Иммиграция нерусского и православного населения.
Репрессивные меры дополнялись
мерами «успокоения» народа:
1. Отменена подушная подать;
2. Снижены выкупные платежи;
3) Отменено временнообязанное
состояние крестьян. (Закон об обязательном выкупе крестьянских наделов)
4) Был учрежден Крестьянский
банк, предоставляющий льготные кредиты;
+ 1885 г. Издан закон «О
надзоре за фабрикой» (из-за роста рабочего движения).
Политический строй Российской
империи стал приобретать черты
полицейского государства.
5) 1887 – Указ «О кухаркиных
детях» - запрещено принимать в гимназии детей низшего класса.
Россия стала превращаться из
аграрной страны в аграрно-индустриальную. Были введены акцизные и косвенные
налоги. Активная экономическая политика позволила значительно укрепить финансы
страны, дала новый толчок к росту промышленности. При этом развитию сельского
хозяйства мешали крепостнические
пережитки и техническая отсталость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий