Александр II (1855-1881 гг.)
– сын Николая I. С его именем связано ослабление
реакции Николаевской эпохи и проведение демократических реформ.
Не менее блестящий человек, но гораздо либеральнее. Хорошее,
качественное образование. Жуковский – один из воспитателей. Он стремился
ограничить время, отведенное на военное дело, чтобы Александр II не повторял поведение Николая I. Любил жизнь во всех её проявлениях. Рассудительный.
Пришел к власти не в самое лучшее время (поражение в Крымской войне.) После
поражения в Крымской войне пришло осознание необходимости проведения
либеральных реформ, продолжение дальнейшей европеизации страны. (Война показала
экономическую отсталость России.) На 1-м месте по времени проведения и значению
была крестьянская реформа (отмена
крепостного права). «Необходима отмена сверху, пока сама не начнет отменять
себя снизу» - говорит Александр II, чтобы
быстрее начать реформирование. Подготовка к проведению этой реформы шло в
обстановке гласности, т. е. доступности информации для общества о деятельности
государственных учреждений, общественных организаций и чиновников всех уровней.
1856 г - Александр II впервые о
необходимости ОКП официально заявил перед представителями московского
дворянства. Также он очень хотел, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса
исходила от помещиков.
Манифест, объявивший отмену
крепостного права, издан 19 февраля
1861 г. (Добровольное пожертвование дворянства).
Крестьяне получили: личную свободу даром (но без земли); полную
дееспособность; право собственности на всё своё имущество.
Минусы крестьянской реформы:
1) Сохранилось неполноправие крестьян как сословия (их можно было
выпороть; платили подушные подати, рекрутская повинность);
2) До заключения выкупной сделки крестьяне становились временнообязанными;
3) Крестьяне должны были выплачивать государству ежегодные выкупные платежи (в течение 49 лет) – находились в двойной зависимости –
перед помещиками и перед государством;
4) Крестьяне потеряли «отрезки» (помещики могли от крестьянской земли
отрезать себе до 1/3 части);
5)
Только около 20% крестьян выкупили землю.
Итоги:
Сохранились феодальные формы землевладения: крестьянско-общинная; помещичья. У
крестьян-собственников – община. Крестьяне остались пользователями, но не стали
собственниками.
Выводы:
1) главное значение ОКП – это
начало свободного развития капитализма в России, специализации в
промышленности.
2) Отмена крепостного права
означала обновление феодализма, но не его ликвидацию. 3) Отмена крепостного
права была столь глубоким событием, что не могли не последовать другие реформы,
цель которых – приспособить самодержавный строй к потребностям
капиталистического развития страны.
Реформа
местного самоуправления.
1 этап – 1864 г Земская реформа
– появились земства – выборные
всесословные органы местного самоуправления, были отделены от политики – занимались
хозяйственной и культурной деятельностью в рамках губернии или уезда;
пользовались авторитетом у населения. Одной из причин земской реформы было
желание возместить для дворян – хотя бы частичную – утрату прежней власти.
2 этап – 1870 г Городская реформа – появились Городские
Думы нового типа (по функциям такие же, как и Земства, но в масштабах
города). Условие для участия в выборах – наличие собственности. Появление
единого городского сословия, владеющего собственностью – буржуазии. Предпосылка для формирования гражданского общества и
правового государства.
Судебная
реформа (1864 г). Новшество в судопроизводствах:
1) объявлена независимость суда от администрации; предварительное
следствие – следователи не подчинялись полиции;
2) гласной судопроизводства (любой человек мог присутствовать на
судебном процессе.) Это новшество имело воспитательное значение. => снижение
преступности + повышается объективность, снижается коррупция, воспитываются
законопослушные граждане;
3) вводится состязательность сторон (прокурор – адвокат);
4) уголовные дела рассматриваются при участии присяжных заседателей,
которые выбирались из всех сословий, кроме лиц, работающих по найму.
5) Отмена сословных судов = равенство всех сословий, но сохранился суд
по духовным и военным делам (закрытые). Для лиц с 1-4 ранга преступления судил
Верховный суд (также закрытый).
+
Для судей – имущественный ценз.
Реформа образования
и печати (1863 – 1864 гг). Новый либеральный устав университета(1863), восстановившего
автономию университетов; было начато развитие женского высшего образования и среднего
медицинского женского образования; унифицировано среднее образование – гимназии
– принимались дети из всех сословий; появились женские гимназии; выросла сеть
начального образования. До конца 19 в число всех учебных заведений увеличилось
в 10 раз, число грамотных людей составило – 22,3%. Была ослаблена цензура.
Военная
реформа. Ликвидированы военные
поселения и телесные наказания, улучшилось питание. Главные мероприятия военной
реформы 1874 г: была отмена рекрутской повинности, введена
всеобщая (всесословная) воинская повинность. Изменение принципа
комплектования вооруженных сил. Сухопутные войска служили 6 лет, флот – 7 лет. Сокращение
армии а мирное время. => Меньше уходило средств на содержание в мирное
время. Раньше служили 25 лет => много старых – балласт. Боеспособность не
падала, т. к. был резерв. Для лиц, получивших образование, срок службы
сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для
имевших высшее образование).
Подготовка
первого проекта Конституции:
ü Предусматривал права
и свободы подданных;
ü Закреплял императорскую
власть;
ü Предполагал наличие
двухпалатного парламента – Государственную думу и Государственный совет.
Выводы по реформам: Реформы положили начало развитию капитализма
в России. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. На практике –
реформы разрабатывали либералы, а претворяли их в жизнь старые
чиновники-консерваторы. Реформы были буржуазными и либеральными, но противоречивыми
и незавершенными. При проведении реформ происходило понижение уровня жизни
населения, особенно крестьян (перестройка хозяйств, новые порядки). =>
Реформы обществом воспринимались неоднозначно.
=> В России возникло народничество – это идейно-политическое
движение разночинной интеллигенции (люди из народа – мещанские сословия,
разнослужащие, духовенство); это разновидность утопического социализма. Главные
идеи: Капитализм в России насаждается государством, не имеет поддержки снизу.
=> Его можно ликвидировать с помощью крестьянской революции и создать
справедливое общество. Общину народники хотели сохранить, чтобы на её основе
строить социалистическое общество. В 70-е гг. возникло движение «Хождение в
народ» (неудачно закончилось, крестьяне не понимали, о чем говорят народники;
сдавали их в полицию). Большая часть народников разочаровалась в методах
пропаганды и перешла в подпольные террористические организации.
1877–1878 гг. – русско-турецкая война. Победа
русских. Рост авторитета России. Россия
окончательно закрепилась на Черном море.
1879 г. - создана «Народная воля» - подпольная
террористическая организация. Цель – убить Александра II. Цареубийство не стало началом восстания крестьян. Более того, народ
жалел Александра. Народничество зашло в тупик. Убийство Александра II оказало
мощное непосредственное влияние на политику следующего царя – Александра III.
Комментариев нет:
Отправить комментарий