вторник, 8 июля 2014 г.

Билет 15. Либеральные реформы Александра II

Александр II (1855-1881 гг.) – сын Николая I. С его именем связано ослабление реакции Николаевской эпохи и проведение демократических реформ.

Не менее блестящий человек, но гораздо либеральнее. Хорошее, качественное образование. Жуковский – один из воспитателей. Он стремился ограничить время, отведенное на военное дело, чтобы Александр II не повторял поведение Николая I. Любил жизнь во всех её проявлениях. Рассудительный. Пришел к власти не в самое лучшее время (поражение в Крымской войне.) После поражения в Крымской войне пришло осознание необходимости проведения либеральных реформ, продолжение дальнейшей европеизации страны. (Война показала экономическую отсталость России.) На 1-м месте по времени проведения и значению была крестьянская реформа (отмена крепостного права). «Необходима отмена сверху, пока сама не начнет отменять себя снизу» - говорит Александр II, чтобы быстрее начать реформирование. Подготовка к проведению этой реформы шло в обстановке гласности, т. е. доступности информации для общества о деятельности государственных учреждений, общественных организаций и чиновников всех уровней.

1856 г - Александр II впервые о необходимости ОКП официально заявил перед представителями московского дворянства. Также он очень хотел, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков.

Манифест, объявивший отмену крепостного права, издан 19 февраля 1861 г. (Добровольное пожертвование дворянства).

Крестьяне получили: личную свободу даром (но без земли); полную дееспособность; право собственности на всё своё имущество.

Минусы крестьянской реформы:

1) Сохранилось неполноправие крестьян как сословия (их можно было выпороть; платили подушные подати, рекрутская повинность);

2) До заключения выкупной сделки крестьяне становились временнообязанными;

3) Крестьяне должны были выплачивать государству ежегодные выкупные платежи (в течение 49 лет) – находились в двойной зависимости – перед помещиками и перед государством;

4) Крестьяне потеряли «отрезки» (помещики могли от крестьянской земли отрезать себе до 1/3 части);

5) Только около 20% крестьян выкупили землю.
Итоги: Сохранились феодальные формы землевладения: крестьянско-общинная; помещичья. У крестьян-собственников – община. Крестьяне остались пользователями, но не стали собственниками.
Выводы:
1) главное значение ОКП – это начало свободного развития капитализма в России, специализации в промышленности.
2) Отмена крепостного права означала обновление феодализма, но не его ликвидацию. 3) Отмена крепостного права была столь глубоким событием, что не могли не последовать другие реформы, цель которых – приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития страны.
Реформа местного самоуправления.
1 этап – 1864 г Земская реформа – появились земства – выборные всесословные органы местного самоуправления, были отделены от политики – занимались хозяйственной и культурной деятельностью в рамках губернии или уезда; пользовались авторитетом у населения. Одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян – хотя бы частичную – утрату прежней власти.
2 этап – 1870 г Городская реформа появились Городские Думы нового типа (по функциям такие же, как и Земства, но в масштабах города). Условие для участия в выборах – наличие собственности. Появление единого городского сословия, владеющего собственностью – буржуазии. Предпосылка для формирования гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа (1864 г). Новшество в судопроизводствах:

1) объявлена независимость суда от администрации; предварительное следствие – следователи не подчинялись полиции;

2) гласной судопроизводства (любой человек мог присутствовать на судебном процессе.) Это новшество имело воспитательное значение. => снижение преступности + повышается объективность, снижается коррупция, воспитываются законопослушные граждане;

3) вводится состязательность сторон (прокурор – адвокат);

4) уголовные дела рассматриваются при участии присяжных заседателей, которые выбирались из всех сословий, кроме лиц, работающих по найму.

5) Отмена сословных судов = равенство всех сословий, но сохранился суд по духовным и военным делам (закрытые). Для лиц с 1-4 ранга преступления судил Верховный суд (также закрытый).

+ Для судей – имущественный ценз.
Реформа образования и печати (1863 – 1864 гг). Новый либеральный устав университета(1863), восстановившего автономию университетов; было начато развитие женского высшего образования и среднего медицинского женского образования; унифицировано среднее образование – гимназии – принимались дети из всех сословий; появились женские гимназии; выросла сеть начального образования. До конца 19 в число всех учебных заведений увеличилось в 10 раз, число грамотных людей составило – 22,3%. Была ослаблена цензура.
Военная реформа. Ликвидированы военные поселения и телесные наказания, улучшилось питание. Главные мероприятия военной реформы 1874 г: была отмена рекрутской повинности, введена всеобщая (всесословная) воинская повинность. Изменение принципа комплектования вооруженных сил. Сухопутные войска служили 6 лет, флот – 7 лет. Сокращение армии а мирное время. => Меньше уходило средств на содержание в мирное время. Раньше служили 25 лет => много старых – балласт. Боеспособность не падала, т. к. был резерв. Для лиц, получивших образование, срок службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).
Подготовка первого проекта Конституции:
ü Предусматривал права и свободы подданных;
ü Закреплял императорскую власть;
ü Предполагал наличие двухпалатного парламента – Государственную думу и Государственный совет.
Выводы по реформам: Реформы положили начало развитию капитализма в России. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. На практике – реформы разрабатывали либералы, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы. Реформы были буржуазными и либеральными, но противоречивыми и незавершенными. При проведении реформ происходило понижение уровня жизни населения, особенно крестьян (перестройка хозяйств, новые порядки). => Реформы обществом воспринимались неоднозначно.
=> В России возникло народничество – это идейно-политическое движение разночинной интеллигенции (люди из народа – мещанские сословия, разнослужащие, духовенство); это разновидность утопического социализма. Главные идеи: Капитализм в России насаждается государством, не имеет поддержки снизу. => Его можно ликвидировать с помощью крестьянской революции и создать справедливое общество. Общину народники хотели сохранить, чтобы на её основе строить социалистическое общество. В 70-е гг. возникло движение «Хождение в народ» (неудачно закончилось, крестьяне не понимали, о чем говорят народники; сдавали их в полицию). Большая часть народников разочаровалась в методах пропаганды и перешла в подпольные террористические организации.
1877–1878 гг. – русско-турецкая война. Победа русских. Рост авторитета России. Россия окончательно закрепилась на Черном море.
1879 г. - создана «Народная воля» - подпольная террористическая организация. Цель – убить Александра II. Цареубийство не стало началом восстания крестьян. Более того, народ жалел Александра. Народничество зашло в тупик. Убийство Александра II оказало мощное непосредственное влияние на политику следующего царя – Александра III.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по сайту